вторник, 21 мая 2013 г.

Столб, бастионы и плато

Весна. Красноярск.  Провели «Школу ИТО». Впереди лето, зелень, теплые жаркие скалы.
Ничего не предвещало беды, пока не прозвучало: «А поехали в Туву под Восточный, сходим 5б в двойке?».
Съездив в феврале в Ала-Арчу, я для себя решила, что в ближайший год (а то и два-три, а лучше никогда) в зимние горы не поеду. Холодно и непросто, особенно если ходишь пятерки.
Но…Пожав плечами, задаю один вопрос: «А мы пролезем?». Вместо ответа – утвердительный кивок, усмешка и фраза: «Конечно, чего там лезть-то».
- Поехали.

п. Восточный, 5б "столбу" С стены, Балезин, 98г.
Ну, думаю, надо хотя бы описание маршрута почитать. На пик Восточный по центру проложен маршрут 6а, а справа и слева от него проходят две пятерки бэ. Нахожу перечень маршрутов, скачиваю описание, читаю также найденный отчет о последующих прохождениях, в принципе, все хорошо.
5б там две, одна «тяжелая, страшная, проходится долго», а вторую можно забороть и за день, в крайнем случае, за полтора дня. В общем, я успокоилась.. Пока не узнала, что наша цель – именно «тяжелая и страшная». Причем, по словам восходителей на нее и шестерку справа, она технически сложнее шестерки . И лучше закладывать не два дня, а три. Вот такая первая пять бэ намечается.
Отчет о первопрохождении лучше вообще не читать, в нем снега, пурга, температура гораааздо ниже нуля градусов, постоянно какие-то карнизы и нависания, катушки. Жуть, по другому не скажешь.
Так как в нашей двойке есть я, а заброска под Восточный длинна и терниста, то «фаст энд лайт» – это наш стиль!
Адепт "фастэндлайта" с кучей вещей

Быстрый и невесомый стиль выражался в полуторакилограммовой палатке и снаряжении, минимальном для пятерки-шестерки. Легкие оттяжки, полтора набора камалотов, небольшой пучок стопперов, якорные крючья и две веревки-половинки, 8,4мм.
Плюс большое количество моей теплой одежды, сводившее к нулю всю легкость (это  рассказы друзей о необычайно холодной погодной обстановке под Восточным, я, конечно, ни при чем ).

Сборы проводятся на территории Бай-Тайгинского кожууна (района) республики Тува, здесь пролегает хребет Цаган-Шибэту.  Горы не входят в разряд высоченных, - п. Мунхулик, 3557 м., а сам Восточный возвышается на 3320 метров.
Сухие степи граничат с величественными, покрытыми снегами, горами.
Тувинское Нью-Мексико
Идешь по пыльной дороге, а перед тобой из-за холма начинают одна за другой появляться: гора-трапеция – п. Шойгу (Кызыл-Хая), «наш» Восточный, нагромождение курумов – Значок, и Мунхулик, привлекающий внимание огромной ледовой шапкой, которая заменяет вершину.
Горы постепенно появляются из-за холма

На сборы от КФА традиционно приезжает немало участников (в этом году что-то около 100 человек, но могу и ошибаться), однако, основная толпа идет в лагерь под Мунхулик с целью покорять маршруты категории 1б-4а, там комфортно, дрова, безветрие и пр. Героев (или наоборот, не вполне адекватных людей), готовых идти под Восточный, набралось всего 8: трое бурятов, двое абаканцев, мы с Денисом и Антон – с Красноярска.

Заброска – отдельная песня, на нее ушло «всего лишь» два с половиной дня. Из эмоций – только движение по бесконечному тувинскому плато с ощущением груды вещей за спиной, непрерывно тяжелеющей. На плато мы вышли на второй день – до этого ходили вверх-вниз, челночили, за два раза подтащили вещи, взвалили их на себя – и ура, выползли на знаменитое бескрайнее плато! Ближе к вечеру стало очевидным, что таким темпом под Восточный до наступления темноты мы не попадаем, поэтому часть вещей, что-то около 20 кг, была безжалостно скинута в красный баул и оставлена на ночь под большим камнем прямо посреди плато. Удивительно, что на следующий день все-таки удалось найти баул с заброской, ведь на бескрайних тувинских плато трудно что-либо отыскать взглядом.
И вот, сравнительно налегке огибаем мы очередную гору, и перед нами медленно предстает цель - пик Восточный. Останавливаюсь. На фотографиях он выглядел как-то пониже, более плоским что ли.. Первая мысль – «Вот это да! Это ж настоящая стена! Поразительно!» А затем приходит и вторая: «А нам же еще лезть на нее..».
Базовый лагерь под стеной
На удивление - жара

В последующие два дня возвышающаяся надо мной и всем лагерем гора уже не казалась такой непроходимой: во-первых, привыкаешь ко всему, во-вторых, сходили на пик по 1б, и сразу стало веселее. Но все равно, посмотрев на маршрут с вершины, на все эти безупречные вертикали, и на маленькую полочку возможной ночевки, ощущался предательский холодок, где-то в районе лопаток.
Погода противоречила всем россказням: ходили в поларках, удалось позагорать, небо было почти безоблачным. Иногда на горизонте в районе степей угрожающе бродили темные тучи, но  в наше ущелье они не заглядывали. Хотя ветер все равно дул, ледяной.
Именно поэтому было решено ускоряться, а не съедать запасы еды под солнышком. Ну не может погода все 10 дней быть такой радужной!
Начали прикидывать расклад восхождения. Сначала думали идти с двумя ночевками, потом все же решили обработать пару веревок с вечера - погода не ждет, а уже наутро лезть до второй полки, на ней ночевать – а там и до вершины недалеко.
Обработка показала, что рельеф есть, причем на бастионе не такой разрушенный, как в самом низу.
Обработка третьей веревки
Увидели пластиковую бутыль без дна – там контрольная записка когда-то висела. Лезть я устала быстро, хватило на три веревки всего. Потом нависающую стеночку быстро прошел Ден, стало темнеть. Мы спрямили веревки, и, довольные, ушли в лагерь.
С утра морально набычились – такая гора ждет! Жумаринг по провешанным половинкам напрягает только первые полверевки, потом такая мелочь уже не отвлекает.
Быстрый подъем по веревкам с утра

В быстром темпе долазим до широкой полки на первом бастионе, лидирует Ден, веревки непростые. Верхний бастион заставляет подойти к процессу весьма творчески (гудящие фифы, камалоты под сомнительные нашлепки, маятники).
Вперед вышел Ден
Ден. Второй бастион

Мне же достается рюкзак, и сначала он слишком тяжелым не кажется. Весь последующий день вновь заставил задуматься над известным законом об «Усилении гравитации в области рюкзака»: он становился тяжелее каждые 25 метров подьема, причем зависимость явно нелинейная. К вечеру это уже не рюкзак, а неподъемный баул. Еле дохожу до полки, где планируем ночевать, за собой вытягиваем баул, говорю – завтра полезу я. На рюкзак смотреть не хочется, организм отказывается поднимать его и тащить вверх, поэтому неважно, сыпуха будет или карнизы, полезу что угодно! Вот такая простая мотивация к лазанию.
Палатка прекрасно встала на узкую полочку, однако ее край постоянно стремился слегка свеситься. Один раз выправили – второй не стали, все равно в пропасть не рухнет. Зато вид захватывающий: долина с лагерем, пик Норильск, «любимое» плато,  штиль.
Здесь и ночевали

Второй день прошел гладко – рюкзак-то нести не нужно. Запомнился скатывающимся вместе со мной предвершинным снегом, усталостью, безветрием и солнышком на самой вершине.
Начало второго дня
До предвершинного гребня остается метров 8

А еще Ден, поставив таймер фотоаппарата на 10 секунд задержки, чтобы вдвоем сфотографироваться у тура, не успел за это время пробежать 5 метров – все-таки мастера тоже устают!
Пишу записку

На вершине. Со второго раза фото получилось
В начале шестого мы были уже в лагере. Гора показала себя гостеприимной, за что ей отдельное спасибо.
На следующий день погода совсем испортилась – торопились не зря. Тувинское лето сделало шаг назад. А буряты-абаканцы как раз начали покорять шестерку и смогли  прочувствовать все радости зимнего альпинизма.
Карниз предвершинный

Впечатления от самого маршрута смешанные. С одной стороны, маршрут логичен, столб, по которому он проходит, четко виден; прямо-таки приманивает взгляд; прошли его относительно быстро, без каких-либо особых сложностей, техники хватает. Но: нужно было брать скальные туфли, хотя бы на одного человека, тогда можно было пролазить некоторые участки, особенно, в первой части, погода позволяла. Это уже недоработка при подготовке. А в остальном все сложилось крайне отлично, захотелось еще маршрутов такого уровня.

Поляна под Мунхуликом
После был переход в санаторий – лагерь под Мунхуликом, баня, «батонство» под солнышком, наблюдение за горящими лесами в округе, немного «героических» историй, выброска по горелому лесу, ожидание автобусов в пыльной буре.

Закат, на следующий день выброска домой